Если к вопросу DJ-ства вы подходите серьзно и с дальнейшей перспективой
Какой носитель выбрать начинающему - винил или CD (MD, DAT, mp3 и т.д.)?
Только винил, потому что:
*когда все под руками, полностью контролируется источник звука, соответственно проще понять все игровые принципы предварительный скретч и последующий запуск постоянно оттачивают чувство ритма
*с винила очень легко перейти на любой другой носитель, а вот пытаться двигаться в обратном направлении уже гораздо сложнее аналоговая механика позволяет полностью сосредоточиться на музыкальном творчестве, не отвлекаясь на частые коррекции скорости из-за "шаговой" специфики цифровых носителей
*винил - грамотная стартовая площадка в мир "больших призов"
Какое оборудование выбрать начинающему - дешвое или профессиональное?
Только профессиональное, потому что:
*вырабатывается правильная постановка рук, и оттачиваются лишь необходимые для игры движения
*учёба не затягивается по времени, так как не нужно бороться со слабым мотором, медленным стартом, "плавающим" питчем, ненастраивающимся тонармом (на дешвых проигрывателях винила из-за этого быстрее стачиваются и ломаются иглы, и, как следствие, скорее изнашиваются пластинки)
*вы всегда сосредоточены на музыкальном творчестве, а не заморочены на технических проблемах (электрический гул, излишний шум, вываливающиеся кнопки, "скачущие" иглы, "зависающие" компакт-диски, "пробивающие" фейдеры, "хрипящий" эквалайзер, "дырявый" питч, дисплей с неправдоподобными значениями уровня сигнала и многое другое, описанное в предыдущем пункте)
*надёжность и долговечность профессионального оборудования особенно хорошо проявляются в экстремальных условиях эксплуатации (обучение - как раз такой случай)
*профессиональное оборудование установлено во всех уважающих себя клубах (не нужно привыкать и переучиваться)
*профессиональное оборудование всегда пользуется ажиотажным спросом на рынке - его легко сдать в аренду за хорошие деньги или продать б/у почти по магазинной цене (с дешвками такие "фокусы" не пройдут)
О дешёвом непрофессиональном оборудовании
*играть (свободно) и сводить (кое-как) - две большие разницы, поэтому если даже профессионалу приходится нелегко в общении с дешвками, то чего уж говорить о новичке
понятия "полупрофессиональное", "аналогичное профессиональному" или "бюджетное" к DJ-скому оборудованию не применимы (подобными терминами маскируются дешвки)
*новое дешёвое всегда хуже профессионального б/у
*один профессиональный аппарат (например, проигрыватель винила) всегда лучше двух дешёвок аналогичного назначения
Если у вас недостаточно денег, или вы только пробуете свои силы
*не бросайтесь покупать дешёвое непрофессиональное оборудование, даже если у вас хватает средств на него
*для понимания некоторых игровых принципов будет вполне достаточно широкодоступных компьютерных программ типа "Virtual Turntables", "MixVibes" или "Traktor DJ Studio"
*если в дальнейшем вы захотите повысить свою квалификацию, сразу подходите к этому профессионально (см. написанное далее)
Как выбирать DJ-ское оборудование
*нельзя ориентироваться на скромный бюджет
*нельзя ориентироваться на ошибочные фразы: "для дома и дешёвки хватит" (экономьте, но не на себе), "тяжело в учении - легко в бою" (из-за непрофессионального "учения" в "бою" вы погибните сразу)
*нельзя ориентироваться на технические характеристики - в большинстве свом это всего лишь рекламные буклеты, не отражающие реального положения вещей, либо *технологические излишества, абсолютно бесполезные в повседневной практике и неоправданно завышающие стоимость товара (сверхсильный мотор, широкодиапазонный питч, счтчик ритма, реверс и прочее)
*ориентируйтесь исключительно на те модели, которые установлены на ведущих площадках и в известнейших клубах - то, на чм играют признанные мастера своего дела (это *касается проигрывателей винила и CD, пультов, наушников, игл, слипматов, кейсов и сумок, даже щток для стирания пыли и нанесения антистатической жидкости) - изучайте технические райдеры на страницах заведений и на персональных сайтах DJs
________________________________________________________
Несмотря на то, что это дорогостоящее занятие, потратьте время на поиск наилучшего оборудования, которое можете себе позволить. Потратьтесь как можно больше на проигрыватели виниловых пластинок или CD-проигрыатели, а затем отберите остальную часть оборудования посредством оставшихся денег.
Что вам требуется.
Просмотрите обзоры оборудования и рекламу в музыкальных журналах и web-сайтах. Попробуйте оборудование других людей и поговорите с кем только возможно о том, что хорошо и что не очень. Магазины по продаже оборудования для DJ должны быть достаточно полезными; спросите разрешения воспроизвести свои пластинки и не верьте всему, что они говорят
Покупайте оборудование лучше всего у прямых представителей того или иного бренда.
Где делать покупки.
Интернет-магазины
DJSOUND (Россия) - wwwDjsound.ru
Richer Sounds - wwwrichersounds.com
DJ Superstore - wwwdjsuperstore.co.uk
Guild ford Sound and Light - wwwguildfordsoundandlight.com
Sapphires - wwwsapphires.co.uk
JBS Music Store - wwwjbsmusic.com
The DJ Shop - wwwprodjsupplies.co.uk
Wembley DJ Centre - wwwwembleydjcentre.com
MSL Mail Order - wwwmovement.uk.com
Веб-сайты изготовителей (в скобках сайты представителей в России)
Allen & Heath - wwwallen-heath.co.uk (wwwmixart.ru)
Citronic - wwwcitronic.com
Denon - wwwdenon.jp (wwwarispro.ru)
Gemini - wwwgeminidj.com
Kam - wwwkam.co.uk (wwwdjsound.ru)
Numark - wwwnumark.com (wwwslami.ru)
Ortofon - wwwortofon.com (wwwortofon.ru)
Pioneer - wwwdjsounds.com (wwwpioneerpro.ru)
Seunheiser - wwwseunheiser.com (wwwispa.ru)
Shure - wwwshure.com (wwwattrade.ru)
Sony - wwwsony.co.uk
Stanton - wwwstantonmagneties.com (wwwmixart.ru)
Tascam - wwwtascam.com (wwwproline.ru)
Tecnics - wwwtechnics1210.com
Vestax - wwwvestax.com (wwwvestax.ru)
Прямой привод.
Проигрыватели виниловых пластинок с прямым приводом являются единственным вариантом, который следует использовать. Не покупайте проигрыватели с ременным приводом, в них используются резиновые ремни и они ужасны для микширования.
Подходящий крутящий момент.
Крутящий момент определяет мощность вращения. Поместите пластинку и слипмат на проигрыватель, который хотите купить. Можете ли вы удержать пластинку в неподвижном состоянии при вращении? Если проигрыватель сильно замедляется, то двигатель очень слаб.
Управления высотой тона (питч-контроль).
Устойчивая скорость и надежное управление высотой тона существенны для микширования. Насколько хороша настройка? Насколько плавно двигается фейдер питч-контроля? Сколько времени требуется проигрывателю для того, чтобы набрать скорость?
Прочная конструкция.
Вам требуется тяжелый, стабильный проигрыватель. Легкий проигрыватель или шаткий тонарм заставят детонировать ваши пластинки от вибрации на танполе.
Почему проигрыватели фирмы Vestax и Technics?
Концертный пианист ожидает получить рояль фирмы Stein way, Ди-джей - оборудование фирмы Vestax и Technics. Несмотря на героическую конкуренцию между этими двумя брендами, проигрыватели пластинок Vestax, котрые сегодня выбирают самые продвинутые диджеи и артисты (например Carl Cox и Moby), несут в себе самые уникальные достижения, которые копируют сторонние бренды, а классические вертушки Technics SL-1200 остаются промышленным классическим стандартом (модификация 1210 является той же моделью в черном цвете). Разработанные в 1972 году, они являются простыми и элегантными машинами, которые справляются со своей работой. Единственным их недостатком является то, что управление высотой тона может колебаться, когда он близок к нулю, но в версии MK 5G этот недостаток был, наконец, устранен.
Конечно, они дорогие пара таких проигрывателей стоит около 1200$, но они обладают сохраняющейся ценностью повторной продажи, если вы измените свое решение стать ди-джеем.
О бюджете.
Если вы купите действительно дешевые деки, вы просто не получите требуемого эффекта. Если вы действительно сталкиваетесь с материальными трудностями, вы должны потратить как минимум 700$. За 700$ вы приобретете довольно приличную пару виниловых проигрывателей.
Напоминаем вам, что обучение на дешевых деках подобно игре в футбол босиком. Когда, наконец, у вас будет пара приличных бутсов, то внезапно игра станет намного легче.
Набор устройств.
Большинство магазинов по продаже оборудования для DJ рекламируют комплекты все в одной коробке из проигрывателей, микшера, картриджей и наушников. Если вы довольны деками и микшером, то они обычно обладают подходящими качествами, но никогда не опускайтесь ниже 1000$ и не рассматривайте наушники и картриджи как основные компоненты. Тем не менее, избегайте комплектов все в одной коробке - они являются игрушками для младенцев.
Какой микшер выбрать? Микшер воспринимает музыку от двух или более источников и микширует ее вместе. Кроме того, он позволяет вам прослушивать независимо одну пластинку, тогда как все остальные будут слушать другую.
При условии, что микшер имеет основные органы управления и два канала (и входы/выходы, которые вам нужны для вашей системы), вы можете научиться микшировать с самым дешевым микшером. Дорогие модели просто дадут вам лучшее качество звука, более точное управление, высокую надежность и долгую эксплуатацию. Легко найти подержанные микшеры, поскольку всегда есть человек, который обновляет свое оборудование.
Дополнительные функции микшеров
Наличие нескольких каналов.
Большое количество каналов позволяет вам микшировать большее число источников звука проигрыватель компакт-дисков, сэмплер, компьютер, возможно, три виниловых проигрывателя Большинство микшеров имеет, по крайней мере, четыре входа, даже в том случае, если у них только два канала.
Вход для микрофона.
Вы можете подсоединять микрофон к большинству микшеров. Некоторые имеют отдельный регулятор громкости; другие автоматически вводят его в один из своих каналов.
Изоляторы частот.
Бывают в виде тумблеров - полностью выключают низкие, средние и высокие частоты, и в виде поворотных изоляторов - позволяют вам постепенно увеличивать или уменьшать каждую из этих частот. Многие микшеры имеют оба вида изоляторов. При выборе следите за тем, чтобы изоляторы не задевали соседние частоты и вырезали только свой диапазон. Как правило в дешевых микшерах вы этого не встретите.
Разделение сигнала.
Дает возможность слышать два канала в ваших наушниках, каждый из которых приходится на одно ухо. Функция очень полезна, если у вас нет мониторов в виде колонок.
Высококачественные кроссфэйдеры.
Кроссфэйдер на DJ микшере страдает от плохого обращения в миллион раз больше, чем на режиссерских микшерах, поэтому его качество должно быть очень высоким.
Выходной сигнал на монитор.
Этот сигнал регулирует громкость мониторного динамика.
Назначение кроссфэйдера.
Функция позволяет вам выбрать, какой из двух каналов будет микшировать кроссфейдер.
Регулировки кривой кроссфэйдера.
Некоторые микшеры имеют различные значения (установки), определяющие, как быстро канал достигнет полной громкости, когда вы перемещаете кроссфэйдер. Этот процесс можно изобразить в виде кривых.
Посыл / возврат эффектов.
Допустим, вы используете внешние устройства эффектов (реверберация, эхо, задержка, сэмплер). Вы отправляете на них сигнал и даете возможность устройству, обработать его и вернуть искаженный и мутированный сигнал обратно на микшер. Некоторые микшеры имеют такую функцию на каждом канале и встречются даже такие микшеры, где на один канал можно обрабатывать по два устройства эффектов.
Понорама.
Позволяет вам направить сигнал из левого в правый динамик, при этом функция сохраняет басовый тон постоянным в обеих динамиках, но изменяет частоты среднего и высокого диапазона частот.
Счетчики битов (BPM)
Они отображают цифровой темп записи в тактах за минуту. Старайтесь избегать подобных счетчиков, в противном случае вы привыкните к ним и перестанете слышать темп самостоятельно.
Встроенные эффекты.
Функция позволяет обрабатывать сигнал встроенным эффектором, добавляя эхо, реверберацию или другие подобные вещи. Если у вас позволяет бюджет, приобретите внешний высококачественный эффектор и микшер с функцией посыл/возврат.
Встроенные сэмплеры.
Они позволяют вам записывать отрывок трека и закольцевать его. Про встроенные семплеры можно сказать то же самое что и про встроенные эффекторы.
Какие проигрыватели компакт-дисков (CD) выбрать?
Все большее количество молодежи начинает свою карьеру ди-джея с компакт-дисков, потому что нахождение музыкального материала подобным образом может быть намного дешевле в сравнении с виниловыми пластинками.
Хорошие двойные CD проигрыватели стоят, как минимум, около 700-800$, но одиночные деки обеспечивают вам наибольшую гибкость для будущего роста (т.е. если вы хотите перейти на виниловые пластинки, но еще продолжаете воспроизводить компакт-диски). Приличные одинарные деки стоят около 500$ и выше, но некоторые вы можете найти всего лишь за 300$.
Что следует искать.
Основные отличия заключаются в контроле над метками, настройке питч-контроля, дополнительных функциях (например, Loop и эффекты) и, конечно же, в качестве звука. Другую основную вещь, которую надо искать в CD-проигрывателях, это быстрота мгновенного старта.
Осмотрите основные органы управления до покупки CD-деки и никогда не покупайте деку без джог-диска или специального джойстика без них намного труднее работать.
Фирма Pioneer.
Проигрыватели компакт-дисков Pioneer давно завоевоевали репутацию как самые надежные и инновационные устройства. Многие признают их монополистами на рынке CD-проигрывателей для DJ и вы встретите их практически в каждом клубе.
Фирма Denon.
Другой распространенной маркой является Denon и вы найдете эти деки во многих клубах.
Картриджи и иглы.
Игла или представляет из себя острый алмаз, который скользит вдоль желобка виниловой пластинки и вибрирует на его крошечных выпуклостях. Картридж преобразует эти вибрации в электрические сигналы, которые превращаются в музыку . Вы можете потратить тысячи на приобретение картриджей. Первоклассные модели являются чудесами чувствительности и дороговизны. Однако во время своего сета вам нужен трудяга, который не будет выскакивать из канавки виниловой пластинки. Даже наилучшие картриджи для ди-джеев являются компромиссом между массивностью и качеством звука.
Дорогие виниловые проигрыватели обычно не содержат картриджи.
Магазин может предложить некоторые базовые картриджи бесплатно (не забудьте попросить), но они могут попробовать заставить вас потратить больше денег на покупку картриджей высокого качества и будут правы. Базовые картриджи идут по цене 50$ за пару. Хорошие стоят около 160$ за пару, а лучшие 240$ каждый. Очевидно, вам потребуется пара картриджей.
Картриджи продаются вместе с иглой.
Когда игла начинает изнашиваться, вы должны заменить именно ее. Новые иглы стоят чуть меньше половины стоимости полного картриджа.
Начинающие.
Если вы только начинаете свою карьеру, приобретите базовые картриджи, например, Stanton 500 AL. Они достаточно прочные и, будучи неловким новичком, нет смысла тратить больше. Если вы цените качество, присмотритесь к недорогому Ortofon серии OM Pro.
Особенности картриджей.
Если вы любитель скретча, приобретите картридж с иглой, имеющую сферическую заточку алмаза. Сферические иглы дают лучшее сопровождение (они не так легко выпрыгивают), однако они слегка хуже звучат, но меньше изнашивают ваши пластинки.
Эллиптическая игла.
Если ваш стиль не зависит от хип-хопа, то вам лучше использовать иглу с эллиптической заточкой алмаза. Она не будет идти по дорожке так надежно, но качество звука будет лучше.
Наушники
Ди-джей всегда имеет свои наушники и в процессе работы они являются вопросом жизни и смерти. У себя дома вы можете использовать второсортные наушники, но когда вы работаете в клубе, вы должны иметь возможность слышать все, кроме музыки на танцполе. Отличные наушники будут стоить вам около 180$, хорошие наушники стоят около 100$. Что-либо более дешевое будет компромиссом, предназначенным только для спальни у себя дома.
Кроме того, от дешевых наушников вы можете оглохнуть, в прямом смысле этого слова.
Удобные и прочные.
Поскольку наушники будут на вашей голове в течение многих часов, приобретите легкие наушники с мягкой подушкой и с длинным толстым шнуром.
Хороший звук
Вы должны приобрести наушники, воспроизводящие громкую и отчетливую музыку. Они должны обладать широкочастотной характеристикой (от 5 до 30 000 Гц в идеале) полным набором высоких и низких частот и высоким уровнем звукового давления они должны воспроизводить громкий звук без искажения.
Импеданс (сопротивление).
Импеданс является мерой того, насколько тяжело пробиться электрическому току через что-либо. Ваши наушники должны соответствовать (приблизительно) выходу вашего микшера.
Слипматы.
Удалите резиновые подкладки (если они есть) на своих проигрывателях и замените их на слипматы круглые войлочные подкладки, которые располагаются под пластинкой и позволяют ей скользить.
Они являются самым дешевым, но решающим элементом оборудования. Теперь вы можете неподвижно удерживать пластинку, в то время как внизу вращается опорный диск. Отпустите ее, и она сразу начнет вращаться.
Слимпаты подобны майкам, поэтому предусмотрен большой выбор дизайна. Однако наиболее практичными являются плоские слипматы, поскольку наличие очень большого объема печати может вызвать недостаток скольжения или даже испортить ваши пластинки.
Скретчовым ди-джеям требуются самые скользкие слипматы для того, чтобы можно было быстро провернуть пластинку туда и обратно они часто используют лист глянцевой бумаги для увеличения скольжения; в крайнем случае, можно использовать внутренний конверт пластинки.
Текст: dj.ru (использованы материалы из книги "How To Dj")